Бесплатная горячая линия по РФ: 8-800-200-58-98

Депрессия у подростков: как обойтись без сильнодействующих препаратов

депрессия у подростков

Депрессия у подростков – явление нередкое. Без лечения она может наложить отпечаток на дальнейшее физическое и эмоциональное развитие ребёнка. Применение же препаратов для взрослых чревато развитием серьёзных побочных эффектов. Как помочь неокрепшему организму справиться с серьёзным психическим расстройством и не спровоцировать появление новых нарушений?

Причины депрессии у подростков

Подростковая депрессия никогда не образуется на пустом месте. Всегда существуют факторы, служащие спусковым механизмом для возникновения психического расстройства. Чаще всего отправной точкой служит стрессовая ситуация, которую ребёнок в силу своего возраста и недостаточного жизненного опыта не может правильно принять и пережить. В качестве ведущих специалисты называют несколько причин подростковой депрессии.

  • Половое созревание и сопутствующие ему гормональные перестройки. Дисбаланс половых гормонов нередко становится причиной постоянной тоски, раздражительности и повышенного уровня тревожности, преследующих подростков. С выравниванием гормонального фона эти симптомы проходят.
  • Разочарование в мире взрослых. В детстве ребёнок многое воспринимает сквозь «розовые очки». По мере взросления приходит понимание того, что мир вокруг не столь безоблачен, как казалось раньше. Столкновение с жестокостью и несправедливостью не самым лучшим образом сказывается на психике ребёнка.
  • Юношеский максимализм. Стремление поделить всё вокруг на белое и чёрное нередко становится причиной конфликтов с родителями и учителями.
  • Ссоры в семье. Раздоры между родителями, тяжёлое материальное положение, постоянная критика в свой адрес воспринимаются подростками крайне тяжело и могут спровоцировать возникновение депрессии.
  • Отсутствие эмоционального контакта со сверстниками. Если в младшем возрасте ребёнок делится своими переживаниями со взрослыми, то в подростковом на первый план выходит общение со сверстниками. Отсутствие последнего воспринимается крайне болезненно и травматично.
  • Внешность, далёкая от идеала. Несоответствие стандартам, принятым в конкретном коллективе, слишком большой вес, наличие проблем с кожей могут стать причиной насмешек и обернуться низкой самооценкой и психическими расстройствами.
  • Постоянная смена места жительства. Подростку приходится снова и снова привыкать к меняющимся детским коллективам. Не всегда это проходит гладко.
  • Издевательства в подростковых коллективах. Дети часто бывают необоснованно жестоки, пытаясь хоть как-то выделиться в среде сверстников и не найдя для этого других способов. Травля в школе не самым лучшим образом сказывается на психике.
  • Зависимость от интернета, гаджетов, компьютерных игр. Виртуальный и реальный мир – не одно и то же. Первый более прост, подчиняется определённым правилам, в нём легко добиться успеха. Второй намного сложнее. Достижение каких-либо вершин в нём – сложная задача. Осознание этого может вызвать депрессию у ребёнка.
  • Непосильные нагрузки. Учёба в школе не каждому ребёнку даётся хорошо. Многие же родители настаивают ещё и на посещении кружков, секций, дополнительных занятий, считая это благом для подростка («Не попадёт в дурную компанию», «Не будет времени на глупости»). Неокрепшая психика не выдерживает.
  • Безответное чувство или неудачный сексуальный опыт. Переживания по поводу неразделённой любви или «осечек» в интимной сфере – ещё одна возможная причина появления депрессии в подростковом возрасте.

Важно помнить, что длительная депрессия крайне опасна, она лишает подростка смысла жизни и может закончиться суицидом. Как проявляется депрессия у подростков, какие симптомы указывают на то, что ребёнок нуждается в помощи?

подростковая депрессия

Признаки депрессии у подростков

Как понять что у подростка депрессия? Специалисты называют три основных симптома, так называемую депрессивную триаду:

  1. Снижение когнитивных способностей. Ребёнку сложно решать задачи на мышление, сосредоточиться на конкретном задании, его успеваемость снижается. Речь становится медленной, в ней появляются большие паузы. Отсутствует эмоциональная окраска слов.
  2. Ухудшение настроения. Ребёнок замыкается в себе, часто без видимой причины грустит, плачет. Жалуется на тоску, душевную боль, одиночество, непонимание со стороны сверстников.
  3. Утрата интереса к тем видам деятельности, которые раньше доставляли ребёнку удовольствие и радость. Подросток заявляет близким: «Я ничего не хочу».

Если наблюдается один из перечисленных признаков, скорее всего до депрессии дело ещё не дошло. Например, ребёнок любил читать, увлекался театральным искусством и вдруг потерял интерес к этим занятиям. При этом настроение у него хорошее и успеваемость в школе не снижается. Скорее всего, подросток сменил круг общения, его увлечения и взгляды изменились. Здесь может понадобиться беседа с родителями, психологом, совет, но не помощь психотерапевта.

В том случае, когда присутствуют все три симптома, причём в течение длительного времени (от трёх недель), стоит срочно показать подростка доктору. Особенно если подключаются дополнительные признаки депрессии и нервного истощения.

  • Нарушения сна. Ребёнок может спать по 10–12 часов и при этом жаловаться на усталость, разбитость. Его могут беспокоить частые ночные пробуждения, кошмары, трудности с засыпанием.
  • Изменения массы тела. Во время депрессии подростки нередко теряют вес или, напротив, набирают лишние килограммы. Связано это со снижением или повышением аппетита.
  • Появление необъяснимых болевых ощущений в разных частях тела: в животе, голове, спине и т. д. При этом никаких физических заболеваний у ребёнка не выявляется.
  • В памяти подростка всплывают лишь плохие события, а хорошее забывается. Другой вариант: ребёнку кажется, что раньше жизнь была замечательна, а сейчас всё плохо, и в лучшую сторону ситуация уже не изменится.
  • Ребёнка не оставляет чувство вины или стыда за что-то.
  • Сужение круга общения, нежелание поддерживать дружественные отношения с некогда близкими людьми.
  • Суицидальные мысли.

В повседневной суете родителям не всегда удаётся найти время для общения с подростком. Однако заметить изменения в поведении ребёнка, его негативное отношение к происходящему вокруг несложно. Некоторые  дети сами осознают, что происходящее с ними ненормально и обращаются за помощью к взрослым. Важно не упустить этот момент и своевременно показать ребёнка специалисту. Диагностика депрессии у подростков не занимает много времени. Для её выявления используются специальные тесты. Приведём один из них.

признаки депрессии у подростков

Профессиональный тест на депрессию у подростка

В 1961 году американский психотерапевт, профессор психиатрии Пенсильванского университета Аарон Темкин Бек разработал и ввёл в клиническую практику шкалу депрессии, которая впоследствии была названа его именем. Шкала представляла собой опросник, позволяющий учитывать 21 категорию симптомов и жалоб. Изначально предполагалось, что вносить данные будет квалифицированный специалист – психиатр, клинический психолог или социолог со слов пациента. Однако в настоящее время процедуру упростили. Тест выдаётся подростку на руки и заполняется им самостоятельно. Каждый пункт шкалы оценивается в баллах от 0 до 3 в зависимости от тяжести симптома. Максимальное количество набранных баллов (62) свидетельствует о том, что состояние пациента крайне тяжёлое. Минимальное (0) – об отсутствии психического расстройства. Прежде чем выбрать в каждой группе фразу, наиболее точно отражающую состояние здоровья на текущей неделе или в данный конкретный день, необходимо ознакомиться со всеми четырьмя предложенными вариантами.

1.

  1. Мне не грустно.
  2. Мне грустно или тоскливо.
  3. Мне всё время тоскливо или грустно, и я ничего не могу с собой поделать.
  4. Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести.

2.

  1. Я смотрю в будущее без особого разочарования.
  2. Я испытываю разочарование в будущем.
  3. Я чувствую, что мне нечего ждать впереди.
  4. Я чувствую, что будущее безнадёжно и поворота к лучшему быть не может.

3.

  1. Я не чувствую себя неудачником.
  2. Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей.
  3. Когда оглядываюсь на свою жизнь, я вижу лишь цепь неудач.
  4. Я чувствую, что потерпел неудачу как личность (родители).

4.

  1. У меня не потерян интерес к другим людям.
  2. Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми.
  3. У меня потерян почти весь интерес к другим людям, и почти нет никаких чувств к ним.
  4. У меня потерян всякий интерес к другим людям, и они меня совершенно не заботят.

5.

  1. Я принимаю решения примерно так же легко, как всегда.
  2. Я пытаюсь отсрочить принятые решения.
  3. Принятие решений представляет для меня огромную трудность.
  4. Я больше совсем не могу принимать решения.

6.

  1. Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно
  2. Меня беспокоит то, что я выгляжу непривлекательно.
  3. Я чувствую, что в моём внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным.
  4. Я чувствую, что выгляжу гадко и отталкивающе.

7.

  1. Я не испытываю никакой особенной неудовлетворённости.
  2. Ничто не радует меня так, как раньше.
  3. Ничто больше не даёт мне удовлетворения.
  4. Меня не удовлетворяет всё.

8.

  1. Я не чувствую никакой особенной вины.
  2. Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным.
  3. У меня довольно сильное чувство вины.
  4. Я чувствую себя очень скверным и никчёмным.

9.

  1. Я могу работать примерно так же хорошо, как и раньше.
  2. Мне нужно делать дополнительные усилия, чтобы что-то сделать.
  3. Мне нужно с трудом пересилить себя, чтобы что-то сделать.
  4. Я не могу выполнять никакую работу.

10.

  1. Я не испытываю разочарования в себе.
  2. Я разочарован в себе.
  3. У меня отвращение к себе.
  4. Я ненавижу себя.

11.

  1. У меня нет никаких мыслей о самоповреждении.
  2. Я чувствую, что мне было бы лучше умереть.
  3. У меня есть определённые планы совершения самоубийства.
  4. Я покончу с собой при первой возможности.

12.

  1. Я устаю ничуть не больше, чем обычно.
  2. Я устаю быстрее, чем раньше.
  3. Я устаю от любого занятия.
  4. Я устал чем бы то ни было заниматься.

13.

  1. Мой аппетит не хуже, чем обычно.
  2. Мой аппетит не так хорош, как бывало.
  3. Мой аппетит теперь гораздо хуже.
  4. У меня совсем нет аппетита.

 

Данный тест на подростковую депрессию трактуют следующим образом. Если подросток набрал менее 9 баллов, поводов для беспокойства нет. Его эмоциональное состояние удовлетворительное. 10–19 баллов – у ребёнка лёгкая депрессия. 19–22 балла указывают на умеренную депрессию. Более 23 баллов свидетельствуют о тяжёлой депрессии.

причины депрессии у подростков

Виды депрессии у подростков

Прежде чем говорить, что делать при депрессии у подростков, необходимо наиболее точно идентифицировать состояние ребёнка. Это позволит подобрать правильную схему лечения.

В зависимости от факторов, которые спровоцировали психическое расстройство, различают следующие виды депрессии.

 

  1. Соматическая. Спусковым механизмом здесь служат физиологические процессы, например, гормональные перестройки в период полового созревания или гипотиреоз.
  2. Реактивная. Такая депрессия провоцируется травмирующим событием (разводом родителей, потерей близкого человека, несчастной любовью).
  3. Психогенная. Причиной психического расстройства в этом случае служит постоянное внутреннее напряжение, вызванное длительно действующими психологическими факторами (неблагополучная семья, травля в школе).
  4. Фармакогенная. Провоцирующим фактором выступает приём лекарственных средств – анальгетиков, глюкокортикостероидов, оральных контрацептивов и препаратов некоторых других фармгрупп.
  5. Сезонная. Такая депрессия возникает во времена года, характеризующиеся дефицитом солнечного света – осенью и зимой. Существование данного вида психического расстройства признают не все специалисты.

 

Классифицируют депрессию и по её клиническим проявлениям, выделяя несколько видов расстройства.

  1. С чертами юношеской астенической несостоятельности. Подросток жалуется на повышенную умственную утомляемость, снижение памяти. У него отмечаются безынициативность, постоянная озабоченность состоянием своего физического здоровья.
  2. Дисморфофобический. Ребёнок постоянно занимается самобичеванием, считает себя психически неполноценным (на самом деле этого нет), чрезмерно сосредоточен на своих физических несовершенствах.
  3. Психастеноподобный. Характерен для детей неуверенных в себе, мнительных, испытывающих сложности в общении со сверстниками, склонных к постоянному самокопанию и навязчивым опасениям.
  4. Деперсонализационный. Подросток, страдающий таким видом депрессии, не способен осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей, выражать сострадание. Его эмоции притуплены, мыслительный процесс нарушен, индивидуальность утрачена.
  5. Метафизический. Ребёнок одержим мрачными религиозными или философскими взглядами, убеждён в бессмысленности жизни. Он постоянно занимается самоуничижением, рассуждает о самоубийстве.
  6. Гебоидный. Этот вид депрессии проявляет себя асоциальным поведением подростка, конфликтностью, повышенным внутренним напряжением, зацикленностью на идеях протеста.

как лечить депрессию у подростков

Как лечить депрессию у подростков?

Для лечения депрессии у подростков применяются различные методы. Наиболее подходящий и эффективный в этом возрасте – психотерапия. Врач сосредотачивает внимание ребёнка на роли мыслей, чувств, поведения, их взаимодействия в развитии депрессии и борьбе с ней. Детей учат распознавать негативные мысли, переосмысливать их с точки зрения соответствия реальности, находить подтверждающие или опровергающие доказательства. Также подростки овладевают навыком осмысления своих эмоций, решения проблем, работают над улучшением качества межличностного общения.  Используются индивидуальная, групповая, семейная, межличностная техники воздействия. Психотерапия помогает детям преодолеть стресс, повысить самооценку, приучает отличать полезное поведение от бесполезного.  Она используется в качестве основного метода лечения при лёгкой депрессии и в качестве вспомогательного – при умеренной и тяжёлой формах психического расстройства в дополнение к медикаментозной терапии.

К сожалению, из-за дефицита медицинских специалистов психотерапевтические процедуры не всегда и не всем пациентам доступны.

Фармакотерапию в подростковом возрасте рекомендуется использовать крайне осторожно, под постоянным наблюдением доктора и только при значительных нарушениях в психике ребёнка. Связано это с высоким риском получения неоднозначного результата лечения вплоть до повышения вероятности самоубийства. В настоящее время для лечения подростковой депрессии применяются препараты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина, которые не позволяют гормону счастья вернуться из синапсов в нервные клетки. Такие средства улучшают настроение, избавляют ребёнка от грусти, вялости, раздражительности, возвращают  интерес к происходящему вокруг, нормализуют сон и аппетит.  Однако все эти эффекты наблюдаются лишь на фоне приёма препарата. Как только подросток прекращает его использовать, агрессивность, враждебность по отношению к окружающим людям, суицидальные мысли набрасываются на него с новой силой. Приходится вновь обращаться за помощью к синтетическим антидепрессантам, долгий приём которых небезопасен, может вызвать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта и печени.

На сегодняшний момент весьма актуальна проблема создания эффективных лекарственных препаратов для медикаментозного лечения депрессии подростков, которые не оказывали бы негативного влияния на детский организм, не вызывали новых заболеваний.

депрессия в подростковом возрасте

Коррекция депрессии у подростков природными  средствами

Значительную помощь подростку в депрессии могут оказать лекарственные растения. Настоящим природным антидепрессантом является зверобой продырявленный. С целью избавления от  «меланхолии» его применял ещё в XVII веке известный английский фармацевт, ботаник и врач Николас Кульпепер. Психотропное действие растения описано также в трудах Галена и Гиппократа. Современные исследования лишь подтверждают наблюдения великих врачевателей прошлого.

Так, в 2017 году «Журнал аффективных расстройств» (Journal of Affective Disorders) обнародовал результаты метаанализа, организованного китайскими исследователями. Учёные проанализировали 27 клинических испытаний с участием 3808 пациентов. Сравнивалась эффективность применения зверобоя продырявленного и синтетических антидепрессантов у пациентов, страдающих депрессией лёгкой и средней степени тяжести. Был сделан вывод:  лечебное действие растения по уменьшению симптомов депрессии сопоставимо с таковым у синтетических антидепрессантов. При этом его безопасность не в пример выше.

Аналогичный вывод сделали немецкие эксперты из Университетского медицинского центра Фрайбурга в ходе обобщения результатов 29 исследований с участием 5489 пациентов. Они подтвердили, что терапевтическая эффективность зверобоя сопоставима с таковой у стандартных антидепрессантов. При этом растение вызывает гораздо меньше побочных эффектов.

Антидепрессивные свойства растения обусловлены одновременным влиянием нескольких биологически активных веществ из его состава: гиперфорина, гиперицина, аментофлавона, кверцетина, гиперозидов и некоторые других. Всего называется не менее десяти соединений. Действуя сообща, они обеспечивают следующие терапевтические эффекты.

  • Подавление обратного захвата передатчиков нервного импульса между нервными клетками – серотонина, дофамина и норадреналина.
  • Защита нейронов от повреждения и гибели, улучшение памяти, внимания, мышления.
  • Уменьшение торможения нервной системы путём блокировки рецепторов, ответственных за торможение.
  • Увеличение количества серотониновых рецепторов в областях головного мозга, ответственных за развитие депрессии.
  • Подавление активности веществ, преобразующих дофамин (гормон радости) в неактивное соединение.
  • Повышение уровня мелатонина – гормона сна, регулирующего биологические ритмы организма.
  • Подавление высвобождения интерлейкина-6 – белка, который вызывает воспалительную реакцию. Доказано, что чем выше его уровень, тем тяжелее и продолжительнее протекает депрессия, и тем более выражены нарушения мыслительной функции.

Какой именно из перечисленных механизмов отвечает за антидепрессантные свойства зверобоя пока не установлено. Равно как и не выделено главное действующее вещество растения. Специалисты в большинстве своём сходятся во мнении, что лечебное действие травы обеспечивается комплексным влиянием сразу нескольких её соединений, усиливающих действие друг друга. Как сохранить их все и не утратить терапевтический эффект зверобоя при приготовлении тех или иных лекарственных форм?

Как помочь подростку выйти из депрессии? Предложить «Зверобой П»!

Препараты зверобоя, включая те, что готовятся самостоятельно в домашних условиях (отвары/настои) разрешены к применению в детском возрасте начиная с 12 лет.

К сожалению, не каждый из них может похвастать сохранением всех биологически активных веществ растения. Так, отвар зверобоя лишен гиперицина (не растворяется в воде) и аскорбиновой кислоты (разрушается при кипячении). А спиртовая настойка растения будет содержать лишь спирторастворимые вещества, например, гиперицин. Остальные удалятся вместе со жмыхом.

Максимальное количество полезных веществ удаётся сохранить в порошках из сухого растительного сырья. А также в приготовленных из него таблетках. Отечественная фармацевтическая компания «Парафарм» внедрила в производство уникальную для нашей страны технологию криогенного измельчения растительного сырья. Высушенная надземная часть зверобоя лекарственного замораживается при сверхнизких температурах (–175 °С), а затем измельчается до состояния мелкодисперсного порошка с размером частиц, достигающим 50 мкм. Такая переработка обеспечивает сохранение всех биологически активных веществ растения (а значит и его лечебных свойств) и значительно улучшает их усвоение. Из полученного порошка изготавливаются таблетки «Зверобой П» – эффективное и безопасное средство для лечения депрессии у подростков, которое можно приобрести как в аптеках, так и интернет-магазинах.

признаки депрессии и нервного истощения у подростков

Список литературы:

  1. Подольский А. И., Идобаева О. А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – Теория и практика. СПб: Питер, 2004. – 202 с.
  2. Hetrick S. E., McKenzie  J. E.,  Bailey  A. P.  et  al.  Newer  generation  antidepressants  for depression in children and adolescents: a network meta-analysis // Cochrane Database Syst Rev. – 2021. – V. 5: CD013674.
  3. Мазаева Н. А. Подростковые депрессии: взгляд на проблему (по данным зарубежных публикаций) // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2017. – V. 19 (3). – P. 25–34.
  4. Турищев С. Формирование  вектора  психического  комфорта  фитосредствами // Врач. – 2008. – № 3. – С. 43–45.
  5. Ng Q. X., Venkatanarayanan N., Ho C. Y. X. Clinical use of Hypericum perforatum (St John’s wort)  in  depression:  A  meta-analysis //  J  Affect  Disord.  – 2017. – V. 210. – P. 211–221.
  6. Мазур М. Н. Зверобой  продырявленный  –  альтернатива  современным  антидепрессантам // Вестник фармации. – 2001. – № 3–4. – P. 28–30.
  7. Butterweck V. Mechanism of action of St John’s wort in depression: what is known? // CNS Drugs. – 2003. – 17. – P. 539–562.
  8. Linde K., Berner M.M., Kriston L. St John’s wort for major depression // Cochrane Database Syst. Rev. – 2008. – CD000448.
  9. Medina M. A., Martínez-Poveda B., Amores-Sánchez M. I., Quesada A. R. Hyperforin: more than an antidepressant bioactive compound? // Life Sci. – 2006. – V. 79. – P. 105–111.
  10. Butterweck V., Jurgenliemk G., Nahrstedt A., Winterhoff H. Flavonoids from Hypericum perforatum show antidepressant activity in the forced swimming test // Planta Med. – 2000. – V. 66. – P. 3–6.
  11. Kumar V., Mdzinarishvili A., Kiewert C., Abbruscato T., Bickel U., Schyf C., Klein J. NMDA receptor-antagonistic properties of hyperforin, a constituent of St. John’s Wort // J. Pharmacol. Sci. – 2006. – V. 102. – P. 47–54.
  12. Tian J., Zhang F., Cheng J., Guo S., Liu P., Wang H. Antidepressant-like activity of adhyperforin, a novel constituent of Hypericum perforatum L // Scientific Reports. – 2014. – V. 4. – P. 1–6.

 

Автор: Логинова Н. А.

Рецензент: врач-фитотерапевт Кузьмина Е. Н.

 

 

Полезное о здоровье на канале Парафарм в Telegram
Подписаться
Витамины для тонуса
Витамины для спорта
Травы для заваривания

Берёзы листья

Берёзы почки

Бессмертника песчаного цветки П (россыпь)

Бессмертника песчаного цветки П (фильтр-пакеты)

Бессмертника цветки

Боярышника плоды

Боярышника плоды П

Брусники листья П (россыпь)

Брусники листья П (фильтр-пакеты)

Гречихи красностебельной трава (россыпь)

Гречихи красностебельной трава (фильтр-пакеты)

Девясила корень (россыпь)

Девясила корень (фильтр-пакеты)

Дуба кора П (россыпь)

Дуба кора П (фильтр-пакеты)

Душицы трава

Иван-чая трава

Календулы цветки

Кипрея трава П (россыпь)

Кипрея трава П (фильтр-пакеты)

Клевера цветки

Крапивы листья

Крапивы листья П (россыпь)

Крапивы листья П (фильтр-пакеты)

Лапчатка белая (россыпь)

Лапчатка белая (фильтр-пакеты)

Липы цветки П (россыпь)

Липы цветки П (фильтр-пакеты)

Льна семена

Мелиссы лекарственной трава П (россыпь)

Мелиссы лекарственной трава П (фильтр-пакеты)

Мелиссы трава

Мяты листья

Мяты перечной листья П (россыпь)

Мяты перечной листья П (фильтр-пакеты)

Одуванчика корни (россыпь)

Одуванчика корни (фильтр-пакеты)

Пижмы трава

Пустырника трава

Репешка трава

Репешка трава П (россыпь)

Репешка трава П (фильтр-пакеты)

Ромашки цветки (пак.)

Ромашки цветки

Сенны листья П (россыпь)

Сенны листья П (фильтр-пакеты)

Синюхи голубой корень

Сосны почки

Тысячелистника трава

Укропа плоды П (россыпь)

Укропа плоды П (фильтр-пакеты)

Шалфея листья

Шиповника плоды

Шиповника плоды (изм.)

Шиповника плоды (фильтр-пакеты)

Череды трава П (россыпь)

Череды трава П (фильтр-пакеты)

Чага П (россыпь)

Чага П (фильтр-пакеты)

Эхинацеи трава