Горячая линия 8 800 200-58-98 звонок по России бесплатный  
Режим работы: Пн - Пт 9:00 - 17:00          

Корсун Е.В., Малышко М.А. ФИТОТЕРАПИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В  НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ БЕЛОРУСОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИТОТЕРАПИИ И ТРАВНИЧЕСТВА

Российский университет дружбы народов
Общероссийская профессиональная медицинская ассоциация
специалистов традиционной народной медицины

Российская академия естественных наук
Институт фитотерапии

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИТОТЕРАПИИ И ТРАВНИЧЕСТВА

МАТЕРИАЛЫ
5-ГО МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА ФИТОТЕРАПЕВТОВ И ТРАВНИКОВ,
посвященного 100-летию патриарха отечественной фитотерапии
Карпа Абрамовича Трескунова

(г. Черноголовка, 28 – 29 января 2019 г.)

Москва
«Русские» — 2019

ФИТОТЕРАПИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В  НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ БЕЛОРУСОВ

Корсун Елена Владимировна, Российский университет дружбы народов, г. Москва, e-mail: korsun_e@mail.ru;

Малышко Мария Андреевна, УО Белорусский Государственный медицинский университет, г. Минск

Аннотация. В работе приводятся примеры и методы лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата в  народной медицине Беларуси XIXXXI вв.

Ключевые слова: фитотерапия, лекарственные растения, Беларусь, народная медицина, ушиб, ревматизм, радикулит, остеопороз.

Заболевания опорно-двигательного аппарата (костей, суставов, мышц, связок) известны человечеству с давних времен. Но также с самых давних времен пытались помочь себе люди с помощью средств народной медицины. Большое количество травм у первобытных людей должно было породить совершенно специфическое хирургическое мастерство на самых ранних этапах человеческой истории. Целый ряд археологов указывают, что удовлетворительное срастание переломов наблюдалось ими на палеопатологическом материале довольно часто, а количество осложненных переломов невелико. Это может, очевидно, расцениваться как результат довольно умелой травматологической помощи (Бромлей, Воронов, 1976).

При костно-суставных заболеваниях внутрь применялись отвары, в том числе из потогонных трав, настойки, наружно больное место растирали настойками, мазями из толченных на сале трав, отварами травы и рыжих муравьев, прикладывали припарки из распаренных трав, делали ванны.

Список растений, укрепляющих кости, обширен. Многие из них применялись при переломах костей. Эти растения обладают антидеструктивными, противовоспалительными свойствами, способствуют регенерации костной ткани.

Народные названия окопника лекарственного – живокость, живикость, костолом – связаны со свойством окопника сращивать кости при переломах, уменьшать боли в костях, в культях после ампутации, вывихах, ушибах, растяжении связок, проводниковых болей после травм.  Родовое латинское название окопника Symphytum происходит от греческого слова σνμφ_ειν – «вместе», которое обозначало в древности целый ряд растений, которые применялись при переломах костей. Диоскорид писал о растении Symphytum, что его листьями проклеивали свежие раны. Как отмечает Мадаус, корневища окопника применяли Хильдегарда Бингенская и Парацельс, Лоницер. По данным Searle, окопник оказался эффективным при нагноении плюсневых костей у пожилых пациентов с облитерирующим атеросклерозом сосудов. Одно из действующих веществ окопника аллантоин улучшал регенерацию язв, стимулируя образование грануляций и эпидермиса. В современной медицине при болях в костях делают аппликации с его листьями, компрессы с настойкой корневищ, нанесение на кожу оподельдока. Настойка корней окопника и холодный настой в малых концентрациях применяется внутрь для восстановления кости при переломах.

Наружно распаренная трава будры при переломах костей (Антонов, 1888); «Ложные» арники, а это, по мнению исследователя белорусской народной медицины А.А. Антонова, горлюха ястребинковая (Picris hieracioides), кульбаба осенняя (Leontodon autumnalis) и другие кульбабы (Leontodon hastile) имеют точно такое то применение, как и истинная арника, т.е. наружно при переломах, вывихах, ушибах (Антонов, 1888), применяли мазь из свежей травы очитка едкого на свином жире (Николаева, 1964).

Широко применялись при переломах костей травы — «расходники», «разгоны», оказывающее противоотечное действие при травматическом отеке тканей – «при опухолях» – воспалительном, травматическом и др., при кожных нарывах их применяли, «чтобы вызвать ту болезнь наружу» (Крачковский, 1873)  — чтобы ускорить созревание и вскрытие гнойника. Многие из расходников применялись и от ломоты костей. Это будра – плющевидная (по данным информатора Цирнина из Новогрудского уезда Минской губернии) (Крачковский, 1873); вероника лекарственная (Киселевский А.И., 1967), вероника дубравная (Киселевский, 1967).

В русской медицине «расходниками» назывались также адонис весенний (В.И. Даль), котовник, очиток едкий, шлемник обыкновенный, маклюра, горец змеиный, толокнянка (В.И. Даль), ярутка полевая (Рабинович, 1991). В Киевской губернии адонис весенний применялся при болях в костях (Анненков, 1878).

К опухолям (отечным, припухлым местам) прикладывали примочки из травы чернобыльника (Антонов, 1888), верхушки вереска с цветами (Антонов, 1888), отвар листьев хмеля (Антонов, 1888). Экстракт вереска ингибирует действие важнейших химических медиаторов, таких как гистамин, 5-гидрокситриптофан, кинины, простагландины, ФНО-альфа, известных как острые медиаторы воспаления.

К «костоломам», «костоломникам», «костиломам» относили также  полынь обыкновенную – чернобыльник, равнинную, или полевую (Анненков, 1878), веронику дубравную (Киселевский, 1967), подмаренник  мягкий (Уладзiмiраў, 1927), полынь полевую (Антонов. 1888), чернокорень лекарственный (Киселевский, 1967). Препараты из чернокорня проявляют высокую антибактериальную активность, обладают седативным, мягчительным, вяжущим, противовоспалительным, противосудорожным, обезболивающим действиями, наряду с окопником лекарственным экстракт чернокорня применяется в ревматологии в качестве компонента мазей и настоек для наружного применения.

Боли в костях были проявлением простудных заболеваний, остеопороза (уменьшения плотности костной ткани),  переломов и ушибов костей.

От боли в костях (костолома) также пили сок свежей травы будры и чай из сухой травы будры (Антонов, 1888), отвар или настой сухого корня паслена черного (Антонов, 1888), литовцы от озноба, ломоты в костях пьют чай из липовых цветов или ягод малины, выпив, прикрывались, чтобы вспотеть, также от ломоты натирались перед огнем настойкой спирта на черной редьке (Петкевич, 1911). Г. Петкевич отмечал, что воспаление надкостницы литовцы лечили прикладыванием печеного лука с порохом, еловой смолы, смешанной с травой «чертажоле». Трава эта белая, пушистая, вьется по земле, подобно нитке. Она растет на песчаных холмиках (Петкевич, 1911).

Также при костоломе пили настой травы таволги (лабазника вязолистного, – прим. авт.)  (Антонов, 1888). Как отмечают современные фармакологи, фенольные соединения лабазника (флавоноиды) снижают патологическую повышенную проницаемость сосудов, обладают противовоспалительными, антидеструктивными, мембраностабилизирующими, адаптогенными, гепатопротекторными, желчегонными, антитоксическими, антиоксидантными (совместно с аскорбиновой кислотой) свойствами, выступая в роли в роли регулятора ферментных систем (фосфолипазы А2, фосфолипазы С, липоксигеназы, циклооксигеназы, гиалуронидазы и др.), флавоноиды оказывают многостороннее фармакологическое действие (Горбачева и соавт., 2004). В настоящее время изучением фитохимического состава и фармакологической активности растений рода лабазник в Беларуси занимается сотрудник Белорусского ГУ А.В. Башилов (Башилов, 2012).

От болей в  костях пили отвар побегов багульника (Антонов, 1888). Украинцы Полесья использовали при ревматизме багульник наружно в виде отвара с чемерицей и копытнем или в виде мази багульника на свином жире (Болтарович, 1990). Багульник относится к противопростудным, потогонным, жаропонижающим растениям, широко применяется в гомеопатии для лечения болевого синдрома при радикулите, скованности коленных суставов, суставов кистей, спины, шеи, болезненности там,  возникающей или усиливающейся при работе руками (шитье, вязание, работа на пишущей машинке, компьютере и т. п.).

Средний слой коры бузины черной применяется как обезболивающее, рассасывающее средство. Выдающийся естествоиспытатель и травник XVIII-XIX Андрей Тимофеевич Болотов писал о бузине черной в журнале «Эктономический магазин» в главе «О бузине» следующее: Для наружного употребления средняя кожа доказала силу свою чрезвычайно, а именно: в случае, когда она в подагре и роже свежею к воспаленным членам была прикладывана, и когда высыхала, свежею тотчас переменяема была. В сем случае она сильно раздробляет, жар вынимает и боль и лом утоляет. За присоветование сего средства Сим-Паули получил однажды награждение. От лома подагрического похваляет Диоскорид прикладку из бузинных листьев с говяжьим или козлиным салом. Блохвиц повествует, что один подагрист составил только кашу, размешав мелко истолченных бузинных листьев и цветов на сметане и, положа ее тепловатую в тряпицу, к подагре своей прикладывал и получал от того всегда вожделеннейшее облегчение. Можно же составлять и пластырь из истолченных в порошок листьев с бузинным маслом, в котором сырые листья три раза варены, терпентином и воском, который столько ж пользует, как и прикладки».

А.Т. Болотов подробно остановился на применении вина, масла из цветков и семян зверобоя при болях в костях. Он писал в «Экономическом магазине»: «Ежели в первых числах июля месяца нарвать травы зверобойника и, наклав в бутыль, сколько войдет, налить двойным вином, полагая оного столько, сколько войти может, и потом все сие настоять; то сие вино полезно может быть тем, у которых случится лом в костях, им надлежит в бане оным тереться. Если в те же числа набрать зверобоева цвета, и свежей в иготи с деревянным маслом потолочь и накласть в склянку, сколько войдет, а потом налив деревянным же маслом и дать несколько времени постоять: то сие масло помогает также от лома, ежели им тереться, а сверх того полезно сие масло и от убоя, в котором случае надлежит оное пить в теплом полпиве по нескольку, как заблагорассудится. Выбитое из семян масло есть хорошее боль и лом утолятельное и живительное лекарство во всех внутренних и наружных болезнях в членах, при колотье в боках, болях в чреслах, артрических и подагрических ломах».

Русский этнограф, лингвист, знаток быта и говоров Северо-Западного края Павел Васильевич Шейн писал, что «во время летних работ большинство крестьян жалуются на боль и ломоту во всем теле и особенно в костных сочленениях. Причиной этого они считают застой крови. Для излечения парятся и натираются в бане, в сильном духу, крапивой-жгучкой так, что все тело покрывается волдырями. Это средство считается радикальным и предпочитается банкам и пиявкам. Почти каждый слишком усердный в труде крестьянин ежегодно прибегает к помощи этого средства и, как говорят, с успехом» (Шейн, 1883). В русской медицине таком метод битья больных мест жалящими побегами назывался «стрекотанием» и рекомендовался 2 раза в день (Рабинович, 1991).

Ревматизм относится к одной из самых древних болезней человека. Сведения о заболевании, поражающем суставы, дошли до нас из Индии, Египта и Китая и относятся к четвертому тысячелетию до н. э. Гиппократ описал поражение суставов, типичное для ревматического полиартрита. Однако определение болезни под названием «ревматизм» было впервые сделано Диоскоридом. Термин «ревматизм» происходит от греческого слова «истекаю», так как врачи древности полагали, что при этом заболевании происходит растекание некоей болезнетворной жидкости по всему организму.

В народной медицине России, Беларуси и Украины XIX — начала ХХ вв. все суставные заболевания назывались ревматизмом в отличие от ломоты в костях. Встречается синоним ревматизма – «сухi боль» (Szukiewicz, 1910).

Растения, применяемые при «ревматизме» можно разделить на несколько групп, многие из них оказывают часто одновременное противовоспалительное (лабазник, вереск), антидеструктивное, детоксикационное (лопух, крапива, вереск), противоотечное (хвощ, брусника), нормализующее микроциркуляцию, рассасывающее действие) при всех суставных заболеваниях, объединенных острым или хроническим суставным синдромом.

Немецкая монахиня, настоятельница-аббатиса возведённого под её руководством бенедиктинского монастыря Рупертсберг Хильдегарда Бингенская писала, что приготовленный (не сырой) укроп помогает при ревматизме.

Старинным противоревматическим средством является стегание крапивой. При прокалывании кожи волосками крапивы, в кожу попадает клеточный сок мешочков у основания жгучих волосков. В состав этого сока входят смесь веществ, раздражающих кожу –  гистамин, муравьиная кислота, холин и серотонин. Мгновенно развивается покраснение, отек кожи, зуд и образование характерных волдырей. Это полнокровие сосудов в месте ожога улучшает питание измененных при хроническом воспалении тканей, оказывает отвлекающее и обезболивающее действие.

Ударами свежих стеблей крапивы по суставам лечили ревматизм в России (Иваницкий, 1890). На Украине крапивными вениками парились от ломоты. От той же болезни пили настойку «цветочных женских кистей на водке», детей же «стрекали» свежим растением (Горницкий, 1887). В Пермской губернии настоем корней крапивы на водке натирали больного лихорадкой и его же давали пить (Крылов, 1876). Настойкой из цвета крапивы в Новгородской губернии  натирались при ишиасе и ревматизме; на Кубани с этой же целью пользовались настойкой крапивного корня (Торэн, 1996). Лечили крапивой ревматизм и в Болгарии (Ахтаров, 1939).

В черниговском Полесье и в Белоруссии настоем цветов или корня одуванчика на водке натирались при ревматизме (Колосова, 2009). На Украине одуванчиком лечили также лихорадку (Маркович, 1891).

Шейн писал также, что белорусы «ломоту в костях также лечат посредством натирания медвежьим жиром, после чего закрывают больное место заячьей шкуркой шерстью внутрь», а «при ломоте в спине и плечах натирают больные места в бане мелко истертым хреном или редькой» (Шейн, 1883).

Бруснику заваривали с рыжими лесными муравьями и прикладывали к больному месту при ревматизме (Уладзiмiраў, 1927). Пили отвар корней земляники (Купрэвiч, 1930), отвар мокрицы (Купрэвiч, 1930), отвар или настой сухого корня паслена черного (Антонов, 1888), «декохт» из сулемы и ревеня (Кудринский, 1904), пили спиртовую настойку тычинок ржи, собираемых во время цветения, и настойку собранных осенью корней лопуха (Попов, 1964), настойку цветков одуванчика (Николаева, 1964), отвар хвоща приречного (Николаева, 1964), отвар крапивы жгучей (Николаева, 1964), при болях в суставах пили также отвар всего растения орляка обыкновенного (Николаева, 1964).

Лопух относится из излюбленным народным  кровоочищающим, противовоспалительным, нормализующим обмен веществ средствам. В Вологодской губернии свежие листья лопуха паутинистого употребляли вместо горчичника. Лечились им также от ревматизма в ногах, обвязывая ноги листьями, или же тщательно промытые в холодной воде корни репейника разрезали на части и парили в закрытом горшке; полученный отвар давали пить больным ревматизмом по стакану утром и вечером (Торэн, 1996).

Применялись для натираний растертый корень редьки (Купрэвiч, 1930), настойка вереска (Уладзiмiраў, 1927), содержащая анемонин спиртовая настойка прострела раскрытого и настойка корня переступня (Попов, 1964), настойка шпажника (Николаева, 1964), настойка из травы вероники лекарственной и брусничного листа (Николаева, 1964).

Из сосновых игл делали «сосновую шерсть» при ревматизме (Николаева, 1964). Сосновая шерсть хорошо греет, улучшает микроцикруляцию, уменьшает боли. Для этого сосновые иголки вымачивают или вываривают с золой, отбивают и обминают до получения волокон и высушивают, прядут нити и из пряжи вяжут теплые вещи.

При радикулите хвойные еловые лапки варили с солью и делали ванны (Николаева, 1964).

Прикладывали к больному месту пареную горячую мокрицу (Купрэвiч, 1930), припарки с верхушками вереска (Антонов, 1888), зверобоем (Антонов, 1888), сырые листья лопуха (Антонов, 1888), траву паслена черного как мягчительное болеутоляющее средство (Антонов, 1888), при болях в коленях колен грушанкой обкладывали колено теплыми листьями (Антонов, 1888). Показано, что близкая по фармакологическим свойствам грушанке ортилия однобокая   оказывают существенное противовоспалительное действие, способствуя уменьшению выраженности воспалительной реакции на разных ее фазах (Ботоева и соавт., 2010).

В пос. Бобр Могилевской области при ревматизме пили настойку почек черного тополя и почек березы и растирались этой же настойкой (Николаева, 1964). Наш современник, врач-фитотерапевт из г. Барановичи Брестской области Николай Антонович Огренич предлагает следующий рецепт такой настойки (бальзама  Огренича). Из почек берёзы и почек черного тополя (осокорь) можно сделать бальзам, он характеризуется очень широким спектром лечебного действия. Для этого 100 г почек берёзы (можно использовать сухие) и 50г почек тополя чёрного (желательно использовать свежие почки, собраны весной), залить 500мл водки и настоять в тёмном тёплом месте 30дней, процедить. Затем твёрдую часть залить 200 мл кипятка, настоять 2 часа в термосе, процедить, отжать и оба экстракта смешать. Полученный «бальзам» хранить в холодильнике, или тёмном месте (в стеклянной посуде) до 5-ти лет. Для приема внутрь 1 ст. ложку  бальзама  залить 100 мл горячей воды, настоять 15-20 мин, принимать внутрь (только после разведения в воде, как указано) по 50-75 мл 3 раза в день перед едой. Применение бальзама оказывает ряд действий на организм (антитоксическое, антимикробное, антивирусное, репаративное, противовоспалительное, противоопухолевое, моче- и желчегонное, регулирует обмен веществ, функцию кишечника, пищеварение, микрофлору ЖКТ и др.). Это средство можно эффективно использовать при лечении эндометриоза, в комплексном лечении опухолей, при инфекционных процессах различной локализации, при воспалительном, термическом, механическом, химическом повреждении кожи и слизистых ЖКТ, моче- и желчекаменной болезни, отравлении и многих других заболеваниях. Особенно эффективно это средство пациентам, получающим химио-, или лучевую терапию (и после неё).

Применяли в Беларуси и ванны из отвара веток ели обыкновенной, травы крапивы двудомной с добавлением в ванну соли до крепкого раствора; корневищ аира болотного, веток ели обыкновенной, травы крапивы жгучей и двудомной (Николаева, 1964).

При суставной ревматической атаке применяли сбор: ива, кора (Cort. Salicis) – 4 столовые ложки (4 части), хвощ полевой, трава (Herbae Equiseti) – 4, береза, листья (Fol. Betulae) – 4,  василек, цветки (Flor. Centaurae cyani) –1,  календула лекарственная, цветки (Flor. Calendulae) – 1, можжевельник, плоды (Fruct. Juniperi) –1, крушина, кора (Cort. Frangulae) –1, бузина черная, цветки (Flor. Sambuci) –2, крапива двудомная, листья (Fol. Urticae dioicae) – 2. Настой в дозе 1 столовая ложка на 200 мл кипятка принимали по стакану в день глотками в горячем виде. Длительность лечения определяли по самочувствию (Антонов, 1888).

Использовались препараты из ивы. Салицилаты, вероятно, использовались в течение многих веков. Еще Гиппократ, Цельс, Гален и многие другие средневековые знатоки трав оставили свидетельства использования коры ивы (ива, верба — salix) и других растений, содержащих салицилаты, для лечения лихорадки и уменьшения боли. На салицил обратил внимание научной общественности в середине XVIII века священник Стоун в своем трактате, посланном Лондонскому Королевскому научному обществу. Его доводы по использованию экстрактов из ивовой коры представляют большой интерес и характерны для XVIII века: «Поскольку ива хорошо помогает при большой влажности, когда обостряются ревматические болезни, то понятно, что, так как многие болезни несут в себе и свое лечение, я не смог удержаться, чтобы не попробовать этот экстракт».

Так называемый «мухоморовый спирт», способы приготовления которого отличаются местными особенностями, известно как средство от радикулита и острых ревматических болей у всех трех восточно-славянских народов (Болтарович, 1990). Настойка мухомора обладает обезболивающими свойствами. Этнограф Н.Я. Никифоровский писал о мухоморе в белорусской народной медицине: «другая служба мухомора – чисто лекарственная. Сложив сырой гриб в бутылку и тщательно заткнув последнюю, деревенские лекари зарывают ее в навоз. Недели через три в бутылке получается спиртуозная жидкость, которою потом натираются ревматические страдальцы» (Никифоровский, 1895). Это и был «мухоморовый спирт». Аналогичный способ его приготовления был известен в Киевской, сумской области Украины, у русских Новгородской губернии. Настойку можно приготавливать и из высушенных шляпок красных мухомором. Один из оригинальных способов приготовления «мухоморого спирта» знали белорусы-полешуки.

Плашку с залитыми водкой мухоморами запекали в буханке хлеба (Pietkiewicz , 1928). Белорусы принимали мухомор и внутрь при малярии (Болтарович, 1990).  «Литовцы при ревматизме тоже натирались жидкостью, которая получается при хранении сырых мухоморов в бутылке» (Петкевич, 1911). При ревматических болях карелы пили настой из сосновых почек и, кроме того, использовали «мухоморное масло». Свежие мухоморы крошили, засыпали в бутылку, плотно закупоривали, ставили в протопленную печь. Полученной массой натирали суставы. Такой же способ лечения ревматизма зафиксирован и среди русского населения Карелии  (Никольская, Сурхаско, 1994).

Много столетий назад было замечено улучшение воспалительного процесса в суставах и околосуставных тканях от раздражающих кожу средств. В так называемом «Гербарии Апулея Платоника» (II-III вв. н. э.) мы встречаем подобные рецепты, в частности: «От боли в пояснице или в бедрах. Траву полея и перец растереть в равных весовых долях, следует в бане натереть этой смесью те места, где часто болит, и человек будет здоров».

Как отмечает выдающийся украинский этнограф Болтарович З.Э., украинцы и белорусы применяли для растираний при ревматизме так называемый «муравьиный спирт», который изготовляли, заливая спиртом муравьев или «муравьиный сок» (чтоб его получить, банку с муравьями ставили в теплую печь). При простудных заболеваниях делали паровые муравьиные ингаляции – бросали в ванну муравьев, доливали кипятка, кидали раскаленные камни и дышали над ним. После такой сухой ванны следовало хорошо разогреться на печи. В народной медицине русских, и в меньшей степени – у белорусов и украинцев при ревматизме были популярны растирания «костяным маслом» (из вареных костей животных), «глистным маслом» (из дождевых червей) (Болтарович, 1990). Применение муравьев с лечебными целями было широко распространено. Этнограф Г. Петкевич отмечал, что литовцы против  ломоты в костях делают ванны, к которым прибавляют муравьев (Петкевич, 1911).

В настоящее время в официальной медицине используется 1,4% муравьиный спирт – спиртовой раствор синтетической муравьиной кислоты в качестве наружного бактерицидного, противовоспалительного средства при периартрите, миалгии, невралгии, болях в суставах, артралгии, неспецифических поли- и моноартритах. Муравьиная кислота  обладает местнораздражающим, очищающим действием, улучшает кровоток в тканях, расширяет сосуды, уменьшает боль и воспаление.

При радикулите в д. Волок Минской области растирались настойкой цветков каштана конского и сирени обыкновенной (Николаева, 1964). Этот рецепт с добавлением третьего компонента – цветков ландыша мы встречаем в русской народной медицине. Эта настойка оказывает противоотечное, обезболивающее и солевыводящее действие. В г. Минск при радикулите растирались также настойкой на водке из корневища переступня белого, корня хрена обыкновенного, цветущих веток багульника болотного, травы брусники (Николаева В.Г., 1964). В гомеопатии бриония применяется при воспалительных процессах, протекающих в суставах, синовитах, повреждении сухожилий, воспалении перимизия – соединительной ткани, как покрывающей мышцы снаружи, так покрывающей отдельные пучки мышц. В дер. Понятичи Брестской области делали настойку корневищ кувшинки белой, кубышки желтой и девясила высокого для приема внутрь при радикулите (Николаева, 1964).

Подагра известна человечеству очень давно, ещё Гиппократ (Hippocrates, около 460 – около 377 года до н.э.) описал клинические симптомы подагрического артрита. О подагре мы читаем у Авиценны, Серена Самроника и др. Хильдегарда Бингенская писала: «Кто болен подагрой и поэтому вспыльчив, пусть варит листья, скорлупу и плоды в воде и принимает часто паровые ванны, болезнь уйдет и человек станет спокойным».

Растение юга России дубровник обыкновенный, по данным А.Т. Болотова почитался «достоверным средством от лома в членах и летучей, или рассыпной подагры. В рассуждении сего пункта упоминаемо было еще Везавом, что генуэзские врачи предписывали употребление оной от сего зла Императору Карлу V. Говорят также, что и славной Французской Кардинал Флерн вылечился от сих болезней, пив траву сию по примеру чая вместе с травою хамевитисою и аристолохиею клематисою, не упоминая о прочих приводимых примерах».

Как и очень многие народы мира, белорусы использовали паровую баню с экстрактами трав (фитопаросауну), для этого брали траву брусники, вереска обыкновенного, цветущие ветки багульника болотного, добавляли соли до крепкого раствора, все это кипятили, выливали в бочку, клали туда раскаленные камни, ставили в бочку больного радикулитом, закрывали, чтоб не выходил пар (Николаева, 1964). Такая процедура позволяет вывести из организма продукты обмена веществ, нередко разрушающие суставы, улучшить кровообращение в суставах, доставить действующие вещества растений в глубокие ткани, значительно уменьшать воспалительный процесс.

Применялись растения и при рахите. В карельской деревне Войница от образовавшихся наростов / шишек (симптом рахита) на ножках ребенка избавлялись с помощью отвара из березовых листьев. Ребенка обдавали этим отваром или натирали больные места, затем к суставам прикладывали выпаренные березовые листья (Пашкова, 2015).

Многочисленные сведения разных времен и народов об использовании растений в народной и традиционной медицине являются ориентиром для выбора направления поиска новых видов лекарственного сырья. Мы надеемся, что приведенные данные помогут разработать комплексную систему фитооздоровления больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Литература

  1. Ажэшка Э. Людзi i кветкi над Нёманам: нарысы на дзвух мовах, першая суместная публiкацыя. Ludzie i kwiaty nad Niemnem: zbior esejow na dwoch jenzykach, pierwsza wspolna publikacja. – Мiнск: Кнiгазбор, 2012.–100 с.
  2. Анненков Н.И. Ботанический словарь. 2-е изд.–СПб.: Типография Императорской академии наук, 1878.– 646 с.
  3. Антонов А.А. О врачебных растениях, дикорастущих в Витебской губернии и употребляемых населением ее в домашней медицине//Памятная книжка  Витебской губернии за 1888 г. – Витебск: Губернская типография, с. 91–138.
  4. Ахтаров Б. Материал за български ботаничен речник. София, 1939.
  5. Башилов А.В. Биохимический состав и фармакологическое использование Filipendula ulmaria (L.) Maxim. (в свете теории Н.В. Лазарева) / А.В. Башилов. — Минск: Изд. центр БГУ, 2012.
  6. Болтарович З.Е. Народна медицина українців. – К. : Наук. думка, АН УССР, 1990.–232 с.
  7. Ботоева Е.А., Убеева И.П., Николаев С.М., Шурыгина Ю.Ю., Оленников Д.Н., Танхаева Л.М. Фармакологические свойства сухих экстрактов ортилии однобокой и панцерии шерстистой// Вестник Бурятского государственного университета. –№12. – 2010. –С. 78–84.
  8. Гербарий Апулея Платоника. Пер. Д. Захаровой и Е. Ванеевой. В Сб. Кухня ведьм. Полезные тайны. – СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009.–448 с., ил.
  9. Горбачева А. В., Аксиненко С. Г., Пашинский В. Г. Лабазник вязолистый в фитотерапии воспалительных процессов// НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН (Томск). –Томск : Издательство Томского педагогического университета, 2005.–304 с.
  10. Горницкий К.С. Заметки об употреблении в народном быту некоторых дикорастущих и разводимых растений украинской флоры. — Харьков: Унив. тип., 1887.–220 с.
  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. –СПб., 1863–1866.
  12. Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии// Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Под редакцией Николая Харузина. –М.: Типография А. Левенсон и К°, 1890. –ІI, [4], 234, 12, [2] с.–(Известия Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, состоящего при Императорском Московском Университете. Том LXIX. Труды Этнографического Отдела. Том XI, вып. І).
  13. Киселевский А.И. Латино-русско-белорусский ботанический словарь. –М., 1967.– 160 с.
  14. Колосова В. Б. Лексика и символика славянской народной ботаники. Этнолингвистический аспект. Серия «Традиционная духовная культура славян. Современные исследования». –М.: «Индрик», 2009.–352 с.
  15. Крачковский Ю.Ф. Быт западно-русского селянина// Серия «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете 1873 г.», кн. 4.–М., 1874.–212 c.
  16. Крылов П. О народных лекарственных растениях, употребляемых в Пермской губернии // Труды общества естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. Казань, 1876. Т. 5. Вып.
  17. Кудринский Ф. Белоруссы (Общий очерк) // Виленский календарь на 1905 простой год. Вильна: Типография «Русский Почин», 1904.–С. 108 – 116.
  18. Купрэвiч В.Ф. Лекавыя сродкi ў народнай медыцыне (Смалявiцкi раен, Менск. акр.) // Наш край, 1930.–№ 4.–С. 55–60.
  19. Лахтин М.Ю. Старинные памятники медицинской письменности: Дословный текст лечебника, хранящегося в Московской публичной библиотеке. Изд. 2-е.–М.: Книжный дом «Либроком», 2012.–232 с.
  20. Маркович В.В. Знахарки нового типа // Киевская старина. 1891. –Т. 35. Декабрь. – С. 413–429.
  21. Никифоровский Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности : (этногр. данные) : с геогр. видом Витеб. губ. и четырьмя чертежами в тексте.–Витебск: Губ. тип., 1895.–552 с.
  22. Николаева В.Г. Материалы к исследованию лекарственных растений народной медицины Белоруссии. Дисс. канд. фармацевтич. наук. Ленинград–Витебск, 1964. 243 с., 12 л., 25 л. табл., илл., и карт. (Ленинградский химико-фармацевтический институт, Витебский институт, фармацевтический факультет).
  23. Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. О карельской народной медицине: Рациональное и «иррациональное» в традиционном врачевании // Обряды и верования народов Карелии: Человек и его жизненный цикл. Петрозаводск, 1994. С. 103–121.
  24. Пашкова Т.В. Целительные свойства деревьев в лечебной практике карел (опыт обобщения материала) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета.–2015.–№ 3–2 (148).–С. 77–82.
  25. Петкевич Г. Материалы по народной медицине литовцев// Живая старина.–1911.–С. 167–218.
  26. Попов В.И. Некоторые лекарственные средства народной медицины Белоруссии// В кн.: Изучение и использование лекарственных растительных ресурсов СССР.–Л., 1964.–С. 138–140.
  27. Рабинович А.М. Лекарственные травы и рецепты древних времен. — М.: Росагропромиздат, 1991.–176 с.
  28. Уладзiмiраў У. Лекавыя раслiны ў народнай медыцыне Барысаўскай акругi (Матар’ялы сабраны вучнямi школьн. – краязна ўч. гуртку 7-ае Нава-Барысаўскай сямiгодкi)// Наш край, 1927.–№ 11.–C. 28–33.
  29. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном. Описание жилища, одежды, пищи, занятий; препровождение времени, игры, верования, обычное право; чародейство, колдовство, знахарство, лечение болезней, средство от напастей, поверья, суеверья, приметы и т.д. – СПб, 1902.–535 с.
  30. Pietkiewicz C. Polesie Rzeczyckie : materjały etnograficzne. 1, Kultura materjalna.–Krakow, 1928.
  31. Szukiewicz W. Niektóre wierzenia, presady i zabobony ludu naszego, legendy i podania // Kwartalnik Litewski (Petersburg). – 1910, t. 2.

 

 

УДК 615.322-615.454.1

О ПАРАФАРМ

«Парафарм» — это высокотехнологичное производство лечебно-профилактических средств. На рынке — с 1995 года.
Каждая таблетка — уникальный комплекс витаминов и минералов, подобранных самой природой.
Продукция «Парафарм» это:
— высокое содержание действующих веществ в таблетке;
— максимальная биодоступность;
— возможность использования таблетированной продукции больными сахарным диабетом из-за отсутствия глюкозы;
— эффект прямого попадания за счёт плёночного покрытия таблетки, а также высокий срок годности;
— усиленное действие и замедление процессов старения за счёт содержания витамина С.

     


КОНТАКТЫ

Адрес производства:
440033, г. Пенза, ул. Калинина, 116 «А»

Секретарь:
Телефон +7 (841-2) 69-97-04
Факс +7 (841-2) 69-97-04

Отдел продаж:
Телефон +7 804-333-71-45
Телефон +7 (841-2) 69-97-05
dge117BS@mail.ru

Отдел рекламы:
Телефон +7 (841-2) 78-57-88
reklama_parapharm@mail.ru